Другой вариант
Скачать Распечатать

Применение условий конвенции и использование рекомендаций ОЭСР 2/29/21

Irēna Arbidāne
директор отдела налогового консультирования, менеджер пан-балтийской практики по вопросам персонала и организационных преобразований, PwC Латвия

Если лицо считается налоговым резидентом одновременно двух стран – участниц налоговой конвенции (например, Латвии и Литвы) согласно национальным нормам права данных стран, то спор о статусе налогового резидента данного лица будет рассматриваться согласно части четвертой статьи 4 конвенции, которой предусматривается последовательная оценка следующих критериев:

  1. В какой стране находится постоянное место жительства лица?
  2. Где находится центр жизненных интересов лица – более тесные личные и экономические связи?
  3. При невозможности определить страну центра жизненных интересов лица либо при отсутствии у лица постоянного места жительства в обеих странах данное лицо считается резидентом страны, которая является его привычной страной проживания (habitual abode).
  4. Если привычной страной проживания являются обе страны или ни одна из них, лицо считается резидентом страны, гражданином которой является.
  5. Если лицо является гражданином обеих стран или ни одной из них, компетентные органы стран решают вопрос определения резиденции по взаимной договоренности.

При оценке «постоянного места жительства» в качестве первого критерия конвенции необходимо принимать во внимание комментарии ОЭСР. В комментариях ОЭСР о подпункте «а» части второй статьи 4 конвенции определено, что в стране возникает постоянное место жительства, если лицо удерживает и сохраняет его для личного постоянного пользования, а не для остановки в определенном месте, когда обстоятельства недвусмысленно указывают на то, что оно временное.

Дополнительно надо учитывать, что в комментариях ОЭСР о статье 4 конвенции определено следующее: при необходимости выяснить, с какой из стран лицо имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов), нужно оценить семейные связи лица, общественную деятельность в соответствующей стране, род занятий и профессию, политическую и культурную деятельность, место ведения предпринимательской деятельности, собственность и другие обстоятельства. При этом все перечисленные критерии должны оцениваться в совокупности, а не каждый в отдельности. Если с их помощью не удается установить страну налоговой резиденции лица, следующим нужно оценить критерий «привычной страны проживания».

В свою очередь, в рекомендациях ОЭСР по COVID-19 поясняется, что определение резиденции в условиях COVID-19 может вызвать затруднения по ряду причин, поэтому в качестве определяющего критерия в период чрезвычайной ситуации следует оценивать «привычную страну проживания», если это невозможно сделать с помощью критериев доступности постоянного места жительства в конкретной стране или центра жизненных интересов.

Согласно комментариям ОЭСР, «привычная страна проживания» в толковании конвенции представляет собой термин и тест, посредством которого определяется страна, где лицо пребывает наиболее часто, долго и регулярно и которая является частью привычного режима лица. Но в то же время в комментариях ОЭСР определено, что привычная страна проживания не означает страну, где лицо проводит наибольшее количество дней.

В связи с этим законодатель указал, что при оценке ситуации в контексте ограничений, установленных из-за COVID-19, необходимо руководствоваться, например, следующими условиями:

  1. Лицо не считалось резидентом Латвии до введения режима чрезвычайной ситуации в связи с COVID-19, и изначально планировалось, что лицо не будет находиться в Латвии настолько долго, чтобы считаться резидентом.
  2. а продолжительность пребывания в Латвии не повлияли другие факторы, кроме связанных с ограничениями, установленными из-за COVID-19 (например, запрет на въезд и выезд, болезнь и другие факторы, не связанные со свободным волеизъявлением человека).

Применение рекомендаций ОЭСР в условиях COVID-19

Несмотря на то что ни Служба государственных доходов, ни Министерство финансов публично не выразили свою позицию относительно применения рекомендаций ОЭСР по COVID-19, PwC получено мнение, что Латвия как страна – участница ОЭСР применяет регулирование конвенции, а также международные рекомендации ОЭСР о применении норм конвенции в условиях пандемии

В рекомендациях ОЭСР по COVID-19 разъясняется, как следует читать и применять комментарии ОЭСР относительно статьи 4 конвенции об определении налоговой резиденции в контексте чрезвычайной ситуации COVID-19. А именно: в рекомендациях ОЭСР по COVID-19 предусматривается, что в большинстве ситуаций, в которых может измениться государство налоговой резиденции физических лиц, необходимо учитывать внеочередной и кратковременный форс-мажорный характер последствий пандемии. Таким образом, в рекомендациях ОЭСР по COVID-19 выражено мнение, что обстоятельства, связанные с пандемией, не могут изменить государство налоговой резиденции лица.

Обращаем внимание, что в рекомендациях ОЭСР по COVID-19 не приводятся новые рекомендации по применению норм конвенции, а указывается, как данные нормы должны применяться и интерпретироваться в форс-мажорных обстоятельствах на основании комментариев, ранее опубликованных ОЭСР.

В своем ответе налоговая администрация подчеркивает, что при оценке ситуаций и конкретных случаев, на которые повлияли меры по ограничению распространения пандемии, в качестве форс-мажорных обстоятельств особенно необходимо учитывать установленные Латвией и другими странами ограничения на въезд и пр., а также их влияние.
 

Поделиться статьей

Если у Вас возникли какие либо комментарии к этой статье, просим отправить здесь lv_mindlink@pwc.com

Ваш вопрос