«Не принимай на работу себя!» – слоган кампании, который нынешней осенью громко звучит в Скандинавских странах, призывая работодателей не поддаваться соблазну принимать на работу только подобных себе и побуждая расширить поиск необходимых талантов. В статье освещаются проявления и последствия предрассудков в процессе отбора кандидатов, выдвигаются аргументы в пользу открытого разнообразию и инклюзивного рекрутинга в контексте новейших демографических тенденций ЕС, а также даются конкретные рекомендации основных принципов и действий в процессе подбора персонала.
Исследования1 показывают, что мы – осознанно или нет – ищем в потенциальных работниках (как и в среде, где нам нравится бывать) что-то общее с нами самими. Однако, надеясь найти в кандидатах отражение своих черт, мы можем не заметить иные таланты, опыт и квалификации, которые могут оказаться особенно ценными для роста и конкурентоспособности нашей организации. Мы склонны искать свои отражения на протяжении всего процесса рекрутинга, начиная с выбора целевой группы и каналов коммуникации, составления объявлений, отбора кандидатов на собеседование, проведения собеседования, оценки кандидатов и заканчивая принятием решения о подходящем кандидате и ознакомлением его с новой рабочей средой. Однако, несмотря на то, что копия собственных качеств может соответствовать интересам руководителей в краткосрочной перспективе, создавая личную зону комфорта, где удобно им самим, разнообразие и иной взгляд на мир способны, обогащая команду и организацию, стать существенным конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе.
Поиск собственного отражения чаще всего опирается не на восхищение собой, а на осознанную или неосознанную предвзятость к людям, которые выглядят сильно отличающимися от нас, а также на страх или неуверенность в том, что иной человек впишется в коллектив или что я сам как руководитель с ним справлюсь. К примеру, из страха, что молодой руководитель не сможет управлять более зрелым и, возможно, превосходящим его по компетентности работником, на работу принимают не столь зрелого по опыту и возрасту и не слишком компетентного сотрудника, которым молодому руководителю будет комфортнее управлять. Либо из страха нейроразнообразия вместо выдающегося, мотивированного ИТ-специалиста на работу принимают человека с посредственными знаниями и менее мотивированного, но соответствующего представлению руководителя о «нормальности». В обоих случаях сделанный выбор кандидатов, скорее всего, не обеспечит организации максимально возможный потенциал роста, зато руководитель останется в своей зоне комфорта.
Чтобы разглядеть, признать и привлечь таланты, отличные от нас самих, необходимо разобраться не только в своих предрассудках и неуверенности, потенциале и ценности разнообразия, но и в том, как разные люди действуют в ходе смены или поиска работы и как на это влияет структурный опыт неравенства, властных отношений и дискриминации. В корпоративной среде принято считать, что равенство означает равное отношение ко всем, однако равное отношение может усиливать неравенство. Поэтому, чтобы обеспечить всем одинаковые возможности, необходимо понять особые потребности каждого и соответственно адаптировать процесс подбора персонала. Адаптированный подход – предварительное условие не только принципа справедливости, но и нахождения лучшего кандидата, что поможет сформировать на современном рынке труда успешную, растущую и социально устойчивую организацию.
Сознательно избегая приема на работу представителей конкретных социальных групп (например, возрастной категории 50+, которая является повсеместно дискриминируемой группой наемных работников в Латвии2), мы не только уклоняемся от поиска и рекрутинга потенциально лучших кандидатов, но и продолжаем удобрять почву для дискриминирующего отношения на рынке труда, препятствуя социальному и экономическому росту.
Чтобы сделать привлечение талантов из максимально широкого круга кандидатов возможным и осознанным, в процессе подбора персонала необходимы понимание и специфические знания о рекрутинге разнообразия, а также соответствующие основные принципы и системы. Например, одна лишь формулировка работодателем объявлений о работе может ограничить мотивацию или возможности разных людей претендовать на вакансию, из-за чего объявление о работе вступает в противоречие с антидискриминационным законодательством.
Демографические тенденции в ЕС недвусмысленно указывают на необходимость перемен в характере и доступности будущей рабочей силы. Знаете ли вы эту статистику?
Это лишь часть значимых демографических изменений в ЕС, которые оказывают существенное влияние на рынок труда, а именно: постоянно растущая (им)миграция, старение общества, снижение рождаемости, изменения в составе семей, признание нейроразнообразия и наличия инвалидности и др. Но как на указанные перемены реагируете вы как работодатели? Если данные показатели отражают клиентов и общество, в котором мы живем, как вы в качестве работодателей и руководителей можете понять и своими товарами, услугами или решениями удовлетворить их потребности? Окажется ли единообразный подход, отражающий придуманную вами самими «нормальность», достаточным и конкурентоспособным?
На процесс рекрутинга нужно смотреть шире – сквозь призму разнообразия, справедливости и инклюзивности (РСИ), поскольку разнообразие более объемлющее, чем мы представляем. Проще говоря, цель РСИ на рынке труда – предотвращать дискриминацию, позитивно воспринимать различия, например, в отношении происхождения, этнической принадлежности, пола, сексуальной ориентации, социально-экономического положения, возраста и физических способностей, а также распознавать и использовать тот уникальный вклад, который может внести каждый человек. Демографические показатели меняются, и организации должны их учитывать хотя бы для того, чтобы не оказаться в ситуации, когда из-за недостаточного понимания разнообразия товары, услуги, решения и технологии производятся лишь для того сегмента рынка, который отражает придуманную самими «нормальность».
Прием на работу предусматривает процесс привлечения, оценки, отбора и трудоустройства людей, обладающих знаниями, умениями и способностями, важными для достижения целей организации. Инклюзивной организации, которая осознает недостатки рекрутинга «самого себя», во-первых, необходимо понять значение разнообразия и препятствия включению разнообразия. Во-вторых, нужно использовать разные каналы рекрутинга и способы информирования, чтобы расширить круг потенциальных кандидатов и обеспечить положительный опыт приема на работу. В-третьих, для достижения целей РСИ необходимо предлагать различные возможности трудоустройства, например: полная или неполная ставка, гибкость или гибридные формы рабочего времени и рабочего места, временная или постоянная работа, учебная практика или работа по договору. В-четвертых, чтобы привлечь рабочую силу, обладающую разнообразным опытом, учитывая также различия в способностях или социально-экономическом положении работников, организациям следует предоставлять возможности в том числе демографически недостаточно представленным группам и лицам, желающим вернуться на работу после периода безработицы или нуждающимся в гибких дополнительных решениях. При выборе систем оценки и отбора организации должны осознавать также вероятную необъективность, в том числе в алгоритмах автоматизированных систем управления человеческими ресурсами и программах машинного обучения.
Чтобы перечисленные основные принципы стали более ощутимыми, предлагаю примеры конкретных действий.5 В частности, когда у организации есть четкая политика или стратегия управления разнообразием, осознанная зрелость и развитая компетенция в отношении разнообразия, для достижения целей РСИ в процессе подбора персонала необходимо:
Примеры показателей, которые нужно измерять и анализировать при оценке качества практики рекрутинга с точки зрения РСИ:
Перечисленные действия и показатели помогут организациям избежать ошибок, сопутствующих поиску своего отражения в потенциальных работниках, а именно рекрутировать и трудоустраивать представителей самых широких групп населения, в том числе демографически недостаточно представленных. Придерживаясь данных рекомендаций, вы также сможете выявить и уменьшить риски необъективности и дискриминации на всех этапах приема на работу, в том числе в использовании автоматизированных систем управления человеческими ресурсами, и люди, скорее всего, признают организацию справедливым и инклюзивным рабочим местом, где каждый может чувствовать, что его ценят. Однако следует напомнить, что существенным предварительным условием эффективности данных мероприятий является компетенция руководителей в сфере разнообразия.
Если у Вас возникли какие либо комментарии к этой статье, просим отправить здесь lv_mindlink@pwc.com
Ваш вопросВ ноябре 2022 года в Европейском союзе (ЕС) была принята Директива № 2022/2381 об улучшении гендерного баланса среди членов правления котируемых на бирже предприятий, которая стала существенным шагом на пути к гендерному равновесию в корпоративном управлении. В публичном пространстве ее называют также директивой «о женщинах в правлении», создавая ложное представление о том, что впредь в состав правления нужно назначать только женщин. Цель статьи – развеять данный миф и подробнее рассказать о назначении директивы. Латвия обязана имплементировать директиву в свою национальную правовую систему до 28 декабря текущего года, поэтому уже совсем скоро мы сможем ознакомиться с проектом национальных нормативных актов, о чем напишем в продолжении статьи.
В Европейском союзе (ЕС) май объявлен месяцем разнообразия, чтобы привлечь внимание к значению разнообразия и инклюзивности в обществе. Разнообразие преимущественно отражает природу уникальных и отличительных черт человека и охватывает разные ценности пола, возраста, этнического происхождения, религии, сексуальной ориентации, способностей и опыта людей.
О том, что организация нуждается в управлении многообразием, может сигнализировать, например, сильное субъективное ощущение работниками дискриминации или несправедливости. Признаком неудачной практики многообразия и включенности (D&I) может являться также слабая способность к инновациям или текучесть кадров. Но это лишь немногие из причин, по которым организации делают управление многообразием своим существенным приоритетом.
Мы используем cookie-файлы для персонализации контента, улучшения пользовательского опыта и сбора статистики.
Нажимая «Принять все cookie-файлы», вы соглашаетесь на использование всех типов cookie-файлов. Если вы хотите выбрать, каких cookie-файлов мы можем использовать, выберите соответствующих.
Чтобы получить дополнительную информацию, вы можете ознакомиться с нашей «Политикой использования cookie-файлов».
Эти cookie-файлы обеспечивают работу веб-сайта, и отключить их нельзя. Обычно они применяются в ответ на производимые вами действия, т.е. на ваши запросы, например, установить настройки конфиденциальности или заполнить какие-либо формы и служат для того, чтобы сделать использование вами веб-сайта более удобным для вас. Вы можетe настроить свой браузер таким образом, чтобы он блокировал эти cookie-файлы или оповещал вас о них, но в этом случае некоторые компоненты сайта перестанут работать. Эти cookie-файлы не хранят данные, идентифицирующие личность.
Эти cookie-файлы помогают нам вести подсчет статистики количества посетителей и исследовать источники трафика, чтобы мы могли оценивать и повышать эффективность и удобство работы нашего сайта для вас. Они позволяют нам узнать, какие страницы являются самыми популярными или пользуются наименьшим интересом пользователей, каким образом посетители перемещаются по сайту. Вся информация, собираемая этими cookie-файлами, обобщается и, соответственно, является анонимной. Если вы запретите использовать эти cookie-файлы, мы не сможем отслеживать посещаемость сайта и не сможем регулировать его работу.
В целях продвижения своих услуг, сбора статистики и проведения исследований, PwC и MindLink.lv может размещать на других сайтах рекламу, которая будет видна вам. Cookie-файлы используются для того, чтобы сделать предложения ориентированными на вас и ваши интересы. Кроме того, они нужны для предотвращения частого появления одной и той же рекламы. Эти рекламные обращения предназначены исключительно для того, чтобы ознакомить вас с потенциально интересными для вас предложениями. PwC не продает ваши данные третьим лицам.