Другой вариант
Скачать Распечатать

Коррекции НДС в случае утраченных долгов: возможности и следующие из этого обязанности 2/30/21

10 мая текущего года Служба государственных доходов (СГД) опубликовала на своей странице актуализированный методический материал «Утраченные долги», в котором изложены рекомендации по применению НДС и ПНП. В данной статье мы рассмотрим аспекты применения НДС при уступке права требования.

Законодательство

Статья 105 закона «О НДС» позволяет налогоплательщику уменьшить размер уплаченного в государственный бюджет НДС на сумму налога на утраченный долг при выполнении предусмотренных законом условий. Одно из таких условий, которое относится как к суммам утраченных долгов ниже 430 евро, так и к более крупным, – право требования не должно быть передано (уступлено) другому лицу.

Несмотря на то что ни законом «О НДС», ни правилами КМ недвусмысленно не устанавливается, что выполненные коррекции НДС за утраченные долги допускают впоследствии уступку права требования, а также не определяется, какие последствия в плане НДС они создают для поставщика товаров (услуг) или получателя, из методического материала СГД можно понять: СГД допускает, что налогоплательщик, скорректировавший НДС за утраченные долги, впоследствии может уступить право требования. Право на выполненную коррекцию за утраченный долг сохраняется лишь в том объеме, в каком цессионарию не удалось истребовать долг.

В методическом материале СГД (пример 17 и 18) установлен порядок корректировки НДС при уступке права требования, в связи с которым ранее производились коррекции НДС к уплате за утраченные долги. СГД отмечает, что полученная цедентом (отдавшим право требования) плата за цессию не оказывает влияния на сделанные коррекции за утраченный долг, однако коррекции должны быть выполнены в зависимости от возвращенных цессионарием сумм долга. В примере СГД, когда уступается дебиторская задолженность в размере 100 евро (включая НДС в размере 17,35 евро, возвращенный поставщиком из государственного бюджета в качестве коррекции предналога за утраченные долги) с получением платы за уступку права требования в размере 10% от суммы долга – 10 евро, никакие коррекции НДС выполнять не нужно. Однако если цессионарий вернет часть или, как в конкретном примере, – всю сумму долга (100 евро), то у цедента возникает обязанность уплатить в государственный бюджет НДС с данной возвращенной суммы долга (в конкретном примере – 17,35 евро). Это сумма, которую цедент не получил и не получит. К тому же в методическом материале подчеркивается, что при заключении договора цессии о передаче права требования необходимо обеспечить получение от цессионария информации о полностью или частично истребованных суммах долга, переданных цессионарию, чтобы цедент мог рассчитать и внести в государственный бюджет НДС за них.

Со стороны государственного бюджета такую позицию СГД можно понять, поскольку в момент погашения своих долговых обязательств должник приобретает право снова декларировать предналог от уплаченного долга (НДС, ранее перечисленный в государственный бюджет из неуплаченной суммы долга после получения уведомления от поставщика товаров или услуг). Однако возложенная обязанность следить за возвращенными цессионарием суммами на практике нереализуема. Это означало бы включение в договоры об уступке долгов условия о том, что цессионарий обязан уведомлять цедента обо всех истребованных суммах долга. Притом, с точки зрения поставщика товаров или услуг, он обязан уплатить в государственный бюджет сумму НДС, которую фактически не получил и никогда не получит. Такой порядок противоречит принципу нейтральности НДС.

Директива Совета № 2006/112/ЕС  относительно коррекций предналога за сделки, которые полностью или частично остались неоплаченными, позволяет каждой стране-участнице самостоятельно определять порядок реализации данного права. К примеру, законодательством Литвы и Эстонии предусматривается корректировка НДС за утраченные долги с ограничением коррекции в случае цессии. Однако эстонское законодательство не требует следить за размером истребованных цессионарием долгов, а предусматривает, что при уступке долга, за который выполнена коррекция НДС, налог от уступленной суммы подлежит уплате в государственный бюджет. Мы считаем, что это рациональное решение.
 

Поделиться статьей

Если у Вас возникли какие либо комментарии к этой статье, просим отправить здесь lv_mindlink@pwc.com

Ваш вопрос